Цена на зерно. Принципы формирования.

Только 14% мирового производства зерна участвуют в мировой торговле. Цены на мировом рынке не ориентируются на затраты производства стран-производителей. Разными мерами поощрения экспорта и экспортными дотациями страны-экспортеры пытаются реализовать излишки зерна на мировом рынке. На цены за зерно на мировом рынке влияют и колебания урожайности, особенно у главных производителей в зависимости от годичных погодных условий, спекуляции на бирже, которые, как правило, наблюдаются во время политических и экономических кризисов, а также колебания курса доллара и спекуляции на колебаниях. Спрос на зерно имеет постоянную тенденцию к росту. В связи с этим и мировые цены, особенно на пшеницу, при значительных временных колебаниях в последние годы имеют однозначную тенденцию к повышению. Без выравнивающих мер аграрной политики колебания предложений по зерну вели бы к частым колебаниям цен, что отрицательно влияло бы и на производителя, и на потребителя. Важная задача аграрной политики – регулировать и обеспечивать необходимое постоянство цен и объемы сбыта зерна.

В качестве примера приводится система регулирования цен в странах Европейского Сообщества.


Чтобы обеспечить крестьянам достаточные доходы, население продуктами питания, цены на зерно, как и на некоторые другие аграрные продукты в Европейском Сообществе, подлежат европейскому аграрному рыночному порядку. До 1995-1996 годов существовали две цены зерна по Европейскому Сообществу:

Интервенционная цена. Покупатели зерна, назначенные органами ЕС, обязаны в течение определенного времени покупать предложенное зерно, качество которого соответствует предписанным критериям определенной цены. Интервенционные цены имеются для хлебного зерна, кукурузы, ячменя, сорго, ржи и твердой пшеницы. Для кормового зерна не существует обязанности его покупать;
Ориентировочные цены. Они существовали до 1995-1996 хозяйственного года и являлись ориентировочными для рыночных цен.
Так же на цены на зерно влияют сроки продажи. Для того чтобы продавать зерно в период наивысшей цены, необходимо наладить систему хранения. Без мобильных зерносушилок или стационарных зерносушилок сохранить зерно высокого качества не удастся, поэтому финансовые организации к ценам добавляют месячные ставки, чтобы снизить финансовые затраты на хранение и стимулировать равномерную реализацию зерна в течение года.

В качестве рыночных инструментов существуют:

Регулирование внешней торговли. Если цена зерна в Сообществе выше цен на зерно на мировом рынке, то можно произвести дотацию при экспорте в соответствии с разницей между ценами ЕС и на мировом рынке. И , наоборот, если цены на мировом рынке выше цен ЕС, то можно производить изъятие.

Для зерна, которое экспортируется в рамках пищевых вспомогательных программ, производится возмещение расходов.

Комиссия ЕС регулирует разными мерами объемы и и цены при покупке и продаже зерна при хранении.

На фоне перепроизводства зерна в странах ЕС и связанными с этим финансовым напряжением 21.05.1992 года была проведена аграрная реформа в ЕС. Ее цель – снижение производства зерна и других аграрных продуктов путем снижения и приближения их к ценам на мировом рынке, сокращения площадей посева зерновых и изъятия их из оборота, а также деинтенсификацией (экстенсификацией). Снижение доходов хозяйств возмещают прямыми компенсационными платежами, учитывая посевные площади. Установленные европейским рыночным порядком цены на зерно (интервенционные цены) снизились. Так как выравнивающие платежи производят по средним в 1969-1991 годах урожаям (5,56 т/га), то снижаются прежде всего доходы лучших хозяйств.

 

Решением Европейского Совета 24-25 марта 1999 года в Берлине принята программа дальнейшей аграрной реформы  - Агенда 2000. В рамках этой реформы интервенционные цены приближаются к ценам на мировом рынке. В противоположность аграрной реформе 1992 года компенсационные платежи и премии за изъятие площадей из оборота покрывают пониженные доходы от реализации зерновых только частично